Задвижки являются одним из самых распространенных типов запорной арматуры, они применяются для трубопроводов от Ду = 50мм до Ду=3000 мм. К задвижкам относятся запорные устройства, в которых проход перекрывается поступательным перемещением затвора в направлении, перпендикулярном движению потока транспортируемой среды.
Преимуществами задвижек являются:
-
Сравнительная простота конструкции;
-
Небольшая строительная длина;
-
Малое гидравлическое сопротивление в полностью открытом положении;
-
Отсутствие поворотов потока рабочей среды;
-
Возможность применения для перекрытия потоков среды большой вязкости;
-
Возможность подачи среды в любом направлении.
У задвижек коэффициент гидравлического сопротивления находится в пределах от 0,08 до 0,2 что значительно ниже вентилей от 2 до 5.
К недостаткам задвижек можно отнести:
-
Большая строительная высота;
-
Невозможность применения для сред с кристаллизующимися включениями;
-
Малый допустимый перепад давлений на затворе;
-
Невысокая скорость срабатывания;
-
Возможность получения гидравлического удара в конце хода;
-
Трудности ремонта изношенных уплотнительных поверхностей.
Одним из недостатков задвижек является частый износ сальникового уплотнения, что требует частого технического обслуживания, а несвоевременная подтяжка сальника или его замена приводят к протечкам, однако это скорее проблема сальниковой арматуры в целом.
В зависимости от конструкции запорного органа задвижки делятся на КЛИНОВЫЕ и ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ.
Главным отличием клиновых задвижек является расположение уплотнительных колец – под небольшим углом, образуя клин. Клиновые задвижки изготавливаются с цельным клином (жёстким или упругим) и составным двухдисковым клином, образованным двумя дисками, которые расположены под углом друг к другу. Применение жёсткого клина в задвижках малых диаметров обеспечивает высокую герметичность запорного органа, однако при значительных колебаниях температуры перекачиваемой среды возникает риск заклинивания затвора.
В параллельных задвижках уплотнительные кольца расположены параллельно друг другу, они имеют затвор в виде одного диска или листа либо затвор в виде двух дисков с расположенным между ними распорным клином или пружиной.
По месту расположения ходового узла, и по характеру движения шпинделя, задвижки делят на задвижки с выдвижным шпинделем или невыдвижным шпинделем.
У задвижки с выдвижным шпинделем, гайка находится вне полости задвижки. При открытии и закрытии задвижки шпиндель совершает поступательное или вращательно-поступательное (винтовое) движение.
Задвижка с невыдвижным шпинделем ходовой узел погружён в рабочую среду, доступ к нему закрыт. И при открытии и закрытии задвижки шпиндель совершает только вращательное движение.
У задвижек с выдвижным шпинделем есть существенный недостаток – т.к. ходовой узел погружён в транспортируемую среду, он подвержен действию коррозии и абразивных частиц, рабочей среды. Поэтому они используются для трубопроводов транспортирующих нефтепродукты, воду (свободную от включения абразивных частиц). Так как задвижки с невыдвижным шпинделем имеют значительно меньшую строительную высоту они часто используются в подземных коммуникациях, колодцах…
Во всех остальных случаях используются задвижки с выдвижным шпинделем (несмотря на их бОльшую строительную высоту).
Задвижки изготавливаются из чугуна, стали, цветных сплавов. Корпус и крышки стальных задвижек могут быть литыми, сварными или штампованными. Наиболее прочными считаются штампосварные задвижки. По исполнению корпуса задвижки обычно изготавливаются полнопроходными, т.е. диаметры проходного сечения седел не сужаются. В некоторых случаях используются зауженные задвижки, у которых диаметры проходного сечения седел сужаются. Это позволяет снизить усилия и крутящие моменты систем управления, а также уменьшить габаритные размеры и массу.
Малое гидравлическое сопротивление задвижек делает их особенно ценными при использовании на трубопроводах, через которые постоянно движется среда с большой скоростью.
Широкий спектр конструкций и материалов задвижек, а позволяет использовать их для воды, воздуха, пара, аммиака, природного газа, нефти, нефтепродуктов, жидких и газообразных углеводородных сред и т.д.