Главная  »  Информационный блок  »  Задвижки

Задвижки

Задвижки являются одним из самых распространенных типов запорной арматуры, они применяются для трубопроводов от Ду = 50мм до Ду=3000 мм. К задвижкам относятся запорные устройства, в которых проход перекрывается поступательным перемещением затвора в направлении, перпендикулярном движению потока транспортируемой среды.

Преимуществами задвижек являются:

  • Сравнительная простота конструкции;
  • Небольшая строительная длина;
  • Малое гидравлическое сопротивление в полностью открытом положении;
  • Отсутствие поворотов потока рабочей среды;
  • Возможность применения для перекрытия потоков среды большой вязкости;
  • Возможность подачи среды в любом направлении.

У задвижек коэффициент гидравлического сопротивления находится в пределах от 0,08 до 0,2 что значительно ниже вентилей от 2 до 5.

К недостаткам задвижек можно отнести:

  • Большая строительная высота;
  • Невозможность применения для сред с кристаллизующимися включениями;
  • Малый допустимый перепад давлений на затворе;
  • Невысокая скорость срабатывания;
  • Возможность получения гидравлического удара в конце хода;
  • Трудности ремонта изношенных уплотнительных поверхностей.

Одним из недостатков задвижек является частый износ сальникового уплотнения, что требует частого технического обслуживания, а несвоевременная подтяжка сальника или его замена приводят к протечкам, однако это скорее проблема сальниковой арматуры в целом.

В зависимости от конструкции запорного органа задвижки делятся на КЛИНОВЫЕ и ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ.

Главным отличием клиновых задвижек является расположение уплотнительных колец – под небольшим углом, образуя клин. Клиновые задвижки изготавливаются с цельным клином (жёстким или упругим) и составным двухдисковым клином, образованным двумя дисками, которые расположены под углом друг к другу. Применение жёсткого клина в задвижках малых диаметров обеспечивает высокую герметичность запорного органа, однако при значительных колебаниях температуры перекачиваемой среды  возникает риск заклинивания затвора.

В параллельных задвижках уплотнительные кольца расположены параллельно друг другу, они имеют затвор в виде одного диска или листа либо затвор в виде двух дисков с расположенным между ними распорным клином или пружиной.

По месту расположения ходового узла, и по характеру движения шпинделя,  задвижки делят на задвижки с выдвижным шпинделем или невыдвижным шпинделем.

У задвижки с выдвижным шпинделем, гайка находится вне полости задвижки. При открытии и закрытии задвижки шпиндель совершает поступательное или вращательно-поступательное (винтовое) движение.

Задвижка с невыдвижным шпинделем ходовой узел погружён в рабочую среду, доступ к нему закрыт. И при открытии и закрытии задвижки шпиндель совершает только вращательное движение.

У задвижек с выдвижным шпинделем есть существенный недостаток – т.к. ходовой узел погружён в транспортируемую среду, он подвержен действию коррозии и абразивных частиц, рабочей среды. Поэтому они используются для трубопроводов транспортирующих нефтепродукты, воду (свободную от включения абразивных частиц). Так как задвижки с невыдвижным шпинделем имеют значительно меньшую строительную высоту они часто используются в подземных коммуникациях, колодцах…

Во всех остальных случаях используются задвижки с выдвижным шпинделем (несмотря на их бОльшую строительную высоту).

Задвижки изготавливаются из чугуна, стали, цветных сплавов. Корпус и крышки стальных задвижек могут быть литыми, сварными или штампованными. Наиболее прочными считаются штампосварные задвижки. По исполнению корпуса задвижки обычно изготавливаются полнопроходными, т.е. диаметры проходного сечения седел не сужаются. В некоторых случаях используются зауженные задвижки, у которых диаметры проходного сечения седел сужаются. Это позволяет снизить усилия и крутящие моменты систем управления, а также уменьшить габаритные размеры и массу.

Малое гидравлическое сопротивление задвижек делает их особенно ценными при использовании на трубопроводах, через которые постоянно движется среда с большой скоростью.

Широкий спектр конструкций и материалов задвижек, а позволяет использовать их для воды, воздуха, пара, аммиака, природного газа, нефти, нефтепродуктов, жидких и газообразных углеводородных сред и т.д.